Новый закон о соцобслуживании позволит гражданам выбирать между госучреждением и
0
В новой версии законопроекта "Об основах соцобслуживания", который 21 марта на совещании в правительстве представил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, в систему социального обслуживания включены не только госучреждения, но и организации негосударственного сектора, в том числе социально ориентированные НКО. Кроме того, в новой версии законопроекта предусмотрена возможность компенсации расходов на предоставление социальных услуг гражданину. "Это сделано для того, чтобы была возможность выбирать учреждения различной организационно-правовой формы. В перспективе это позволит развивать негосударственный сектор предоставления социальных услуг", – сказал Топилин.
Ежегодно услугами сферы соцобслуживания пользуются 34 млн граждан. Между тем эта сфера жизни россиян по-прежнему регулируется законодательными актами 90-х годов. Законопроект о соцобслуживании уже неоднократно проходил общественное обсуждение (в том числе на портале Минтруда, на сайте Открытого правительства, на площадке Общественной палаты РФ).
Новый законопроект не затрагивает вопросы, связанные с социальными выплатами, а регулирует только основания и порядки, процедуры оказания социальных услуг для граждан, сообщил министр.
В ходе достаточно продолжительного общественного обсуждения в проект закона были включены такие новые принципы, как социальное сопровождение получателя услуг, принцип максимально возможного продления пребывания граждан в привычной благоприятной социальной среде. "Помещение в специальное учреждение должно стать исключительной практикой. Большинство услуг должно оказываться в привычных условиях", – добавил глава Минтруда.
Кроме того, законопроект определяет значение основных понятий, используемых в законе (социальное обслуживание, поставщики и получатели социальных услуг, трудная жизненная ситуация), а также вводит ряд новых понятий (стандарт социальных услуг). "Это позволит на уровне субъектов РФ ввести стандартизацию и порядок оказания различных услуг по социальному обслуживанию населения", – подчеркнул Максим Топилин.
Вводится также понятие "индивидуальная нуждаемость в социальных услугах". По словам министра, само введение такого термина будет способствовать переходу к адресному оказанию социальных услуг гражданам РФ.
Государством также предусмотрена разработка индивидуальных программ оказания соцуслуг. Действующее законодательство этого пока не предусматривает.
Источник: Агентство социальной информации
МАКСИМ ТОПИЛИН НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ДОЛОЖИЛ О ЗАКОНОПРОЕКТЕ ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
<...>
М.Топилин (Министр труда и социальной защиты): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства! Законопроект разработан министерством во исполнение поручения, данного по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 октября 2010 года. Действительно, он готовился достаточно долгое время. Почему потребовалась разработка нового законопроекта? Во-первых, практика в регионах, которая сложилась с начала 1990-х годов, уже достаточно наработана, и её требовалось обобщить и на её основе выстроить новые подходы к формированию законодательства в сфере социального обслуживания. Во-вторых, действующие и принятые в 1995 году законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "Об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" в настоящее время не отражают тех изменений, которые произошли в последнее время в российском законодательстве. Это касается и вопросов разделения полномочий по уровням власти, и вопросов, связанных с регулированием регламентации государственных услуг, вопросов, связанных с развитием некоммерческих организаций, и так далее. Законопроект предусматривает приведение законодательства в сфере социального обслуживания в некий современный вид.
Хотел бы подчеркнуть, что данный законопроект не затрагивает вопросы, связанные с социальными выплатами, регулирует только основания, порядки и процедуры оказания непосредственно социальных услуг, которые предоставляются в среднем в год для 34 млн граждан Российской Федерации. Основные понятия, которые закрепляются в законопроекте, – это "социальное обслуживание", "поставщики и получатели социальных услуг", сам термин "социальные услуги", понятие "трудная жизненная ситуация". Вводится принципиально новое понятие "стандарт социальной услуги", что позволит на уровне субъектов Российской Федерации, так как это является их полномочиями, ввести стандартизацию и порядки оказания различных услуг по социальному обслуживанию населения. Вводится также принципиально новое понятие "индивидуальная нуждаемость гражданина в социальных услугах", что позволит в течение времени, определённого переходного периода, перейти к адресному оказанию социальных услуг гражданам Российской Федерации.
В ходе общественного обсуждения, которое мы проводили достаточно долгое время и подключали большое количество экспертов, в законопроект наряду с традиционными принципами, которые используются при оказании социальных услуг, были включены такие новые принципы, как социальное сопровождение получателя социальных услуг, принцип максимально возможного продления пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной социальной среде, с тем чтобы помещение в стационарное учреждение стало исключительной практикой. Всё-таки мы исходим из того, что большинство услуг должно оказываться в привычных условиях, на дому. И профилактика трудной жизненной ситуации – мы попытались в законопроекте описать эти принципы. Также в законопроекте предусмотрено формирование индивидуальных программ предоставления социальных услуг, которые действующим законодательством не предусматриваются. Это позволит обеспечить как адресность, так и конкретное предоставление услуг гражданам.
Ключевой новеллой законопроекта является то, что в систему социального обслуживания включаются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора, социально ориентированные некоммерческие организации, которые предоставляют социальные услуги, индивидуальные предприниматели, благотворители, добровольцы – этого в действующем законодательстве, безусловно, нет. При этом законопроектом предусмотрена возможность компенсации расходов на предоставление социальных услуг гражданину, с тем чтобы он мог выбирать учреждения различной организационно-правовой формы. Это позволит, как нам представляется, в перспективе развивать негосударственный сектор, что является для сферы предоставления социальных услуг очень важным моментом. Также в законопроекте регулируются нормы, которых нет в действующем законодательстве, и под них регионы должны будут принять до 2015 года соответствующие нормативные акты. Это определение индивидуальной нуждаемости, это разработка индивидуальных программ предоставления социальных услуг, также предусматривается введение информационных систем, которых сейчас не существует. Это позволит сформировать реестры поставщиков социальных услуг, регистры получателей социальных услуг, что позволит сделать данную сферу более прозрачной и понятной для населения.
Данным законопроектом предусматривается определение подушевых нормативов финансирования социальных услуг, что позволит повысить качество оказываемых услуг для граждан.
Законопроект прошёл 3 раза общественные обсуждения, как Вы уже сказали, Дмитрий Анатольевич, обсуждался на сайтах и Минтруда, и Правительства. Мы провели обсуждение и получили положительное заключение Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Большинство замечаний было учтено, при этом мы договорились с коллегами из Экспертного совета о том, что потребуется их участие уже после принятия закона, при подготовке нормативных актов, которые из него вытекают, как в целом по Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации. Законопроект одобрен на заседании Российской трёхсторонней комиссии, учтены замечания, которые высказало Государственно-правовое управление. Имелись замечания Министерства финансов, которые были рассмотрены на согласительном совещании в установленном порядке у курирующего вице-премьера. Принятие законопроекта, как нам представляется, позволит привести нормативную базу в регионах по вопросам социального обслуживания к единому знаменателю, предусмотреть все стандарты, порядки оказания услуг, определить межведомственное взаимодействие между различными структурами, обеспечить доступность и прозрачность оказания этих услуг, начать развитие, как я уже сказал, предоставления негосударственных услуг в этом секторе и также обеспечить проведение независимой оценки качества предоставления услуг и в целом, безусловно, поднять уровень качества услуг для российских граждан. Просьба поддержать данный законопроект.
Источник: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации со ссылкой на Правительство РФ
Фото с сайта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации